Виртуальный музей
Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

Информационная составляющая бесписьменного общества на территории Якутии

Вопросам истории бесписьменной эпохи на территории Якутии посвящены работы А.П. Окладникова, И.И. Барашкова, В.Д. Запорожской, А.И. Мизина, Н.Н. Кочмар, Ф.Г. Сафронова, В.Ф. Иванова, Н.К. Антонова и П.А. Слепцова.

Бесписьменное общество пользовалось такими видами коммуникации, как язык, мифы, ритуалы, предания, легенды, сакральная, лирическая и эпическая поэзия, изоинформация, музыка и танцы. Первоначальной формой фиксации информации было слово (речь, язык).

Если подойти к проблеме с точки зрения того, что основной функцией библиографической (вторичной) информации является фиксация первичной информации, можно считать, что эта функция осуществлялась и в бесписьменном обществе. Подтверждение данной аксиомы мы находим в трудах Б.А. Семеновкера и Н.А. Слядневой.

Серебряный Сергей Дмитриевич (1946)

Известный востоковед С.Д. Серебряный рассматривает вопрос о так называемом символическом авторстве, которое получило в дальнейшем распространение в литературах древнего мира. В якутском героическом эпосе олонхо присутствуют некоторые сведения об авторе.

В бесписьменном обществе предков народа саха создателем олонхо был «сказитель седой» (символический автор), а хранителями информации и информаторами – старый олонхосут, «прославленный Тюмэппий» по произвищу «Чээбий». Так, последние сказители выступают в роли не создателей, а хранителей информации. Их функция – архивная – хранители памяти, затем они передают вторичную информацию, т.е., по современным понятиям, выполняют функцию библиографа. Таким образом, первичная и вторичная информация сохранялась в памяти народной и передавалась из поколения в поколение.

Старик сказитель рис. Э.С. Сивцева
Олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" (1975)
Сведение об авторе в олонхо "Нюргун Боотур Стремительный"
Писаницы на р. Лене

Особые формы выражения информации представляли изобразительные материалы. Изоинформация возникла во всех первобытных обществах на раннем этапе их развития. Они могли быть предметными, пространственными, знаковыми, рисуночными и пиктографическими. Именно изоинформация стала одним из важнейших источников сведений о бесписьменном обществе на территории Якутии.

В долинах рек – Чара, Токко, Олекма, Буотама, Амга, Алдан и средняя Лена – сосредоточены практически все памятники наскальной живописи Якутии, представляющие самобытный художественный мир. Впервые писаницы р. Лены были упомянуты Г.Ф. Миллером. После векового перерыва в конце XIX в. сделано несколько открытий. В 1892 г. на р. Мае священником В. Мальцевым обнаружены загадочные изображения человека, медведя и собаки. В 1895 г. внимание Д.А. Клеменца привлекли писаницы на р. Алдан, а также рунические знаки на скалах р. Лены. В 1896 г. политический ссыльный И.И. Майнов первым сообщил о наличии наскальных изображений на р. Амге и провел сопостовительный анализ их с наскальными изображениями Енисея. В 1897 г. Н.А. Виташевским зафиксированы наскальные изображения на р. Олекме.

Писаницы на Амгинских столбах
Ленские писаницы
Неолетические изображения лосей
Петроглифы в бассейне р. Лены
Наскальные изображения на р. Марха (Суруктаах хая)
Наскальные изображения на Средней Лене

Гипотеза известного библиографа-краеведа Н.Н. Грибановского о том, что изучение библиографической инфраструктуры на территории Якутии находится на стыке исследований языка, устного народного творчества, археологии, антропологии и этнографии так же имеет свою основу. Н.Н. Грибановский понимал, что якутский героический эпос олонхо является энциклопедией мировоззрения философии и истории якутского народа.

Именно по информации Н.Н. Грибановского, А.П. Окладников при изучении истории культуры забайкальских и монгольских племен бронзового века обратился к величественным образам древней мифологии якутов – олонхо. С этой знаменательной встречи в Ленинграде, по мнению А.П. Деревянко, и началась исследовательская деятельность А.П. Окладникова в якутской земле.

Концепция Н.Н. Грибановского об информационной составляющей бесписьменного общества на территории Якутии, имеет апробацию ввиде аннотированного библиографического указателя «Сведения о писаницах Якутии», изданный после смерти автора. В нем зафиксировано 19 письменных и более 10 устных сообщений от различных информаторов о местонахождениях наскальных изображений, открытых по берегам р. Лены, Нюи, Олекмы, Чары, Токко, Амги, Алдана, Мархи, Омолона, а также о петроглифах Колымского края и Верхоянья.

Грибановский Николай Николаевич (1880-1942)
Окладников Алексей Павлович (1908-1981)
Фрагмент
Аннотированный указатель Н.Н. Грибановского "Сведения о писаницах Якутии", напечатанный в журнале "Советская археология" (1946)
Писаная скала на р. Марха (Суруктаах хая)

На территории Якутии археологами найдено 118 писаниц с более чем 5,5 тыс. рисунков. Все эти находки являются источниковой базой изучения духовной и материальной культуры на территории Якутии и создают информационную инфраструктуру становления и развития системы документных коммуникаций по этногенезу якутов.

Эти наскальные изображения представляют собой в высшей степени интересный информационный материал, повествующий о древних культурах бесписьменного общества в самых сокровенных проявлениях – совокупности знаний и технологий, обеспечивающих доступ к ресурсам древних культур исчезнувшего мира и являются своего рода священной книгой тысячелетия. В этих рисунках как бы запечатлелись молитвы охотников, их просьбы о помощи, обращенные к неведомым грозным силам природы, и т.д.

Формирование и развитие уникальной информационной инфраструктуры у бесписьменных народов на территории современной Якутии во многом содействовали сохранению самобытности культуры в информационно-культурном пространстве мира.

Источники: История книжной культуры Якутии : 1638–1917 гг. – Новосибирск, 2018. – С. 103–116 ; Информационная состовляющая бесписьменного общества на территории Якутии / В. Н. Павлова // Вестник НБ РС(Я). – 2014. – № 1. – С. 70–83.