Методический отдел был организован в мае 1939 года со штатом заведующего. Ввиду отсутствия квалифицированных кадров в первые годы заведующие работали по совместительству. Первой заведующей была М. С. Брюханова (она же заведующая отделом обслуживания читателей). К тому времени в республике насчитывалось около 300 массовых библиотек. Состояние работы этих библиотек было крайне неудовлетворительным. С первых же дней существования отдел оказывал методическую и практическую помощь библиотекам в комплектовании и организации фондов, методике работы с читателями, повышении квалификации библиотечных работников.
Если в довоенный период методический отдел уделял главное внимание вопросам техники библиотечной работы, то с начала Великой Отечественной войны упор был сделан на массовую работу, особенно с военной книгой. Составлялись методические и библиографические материалы в помощь библиотекам по работе с военной литературой. Начиная с 1941 года отдел работал с библиотеками г. Якутска: профсоюзными, ведомственными и школьными. Для них ежемесячно организовывались семинары-совещания. С районными и сельскими библиотеками связь была очень слаба. В районы выезжали всего 2 раза в год.
В послевоенное время (с 1947 г.) усилилась связь с районами. Например, в 1948 году было 9 выездов в районы с охватом 15 библиотек. Работали курсы, семинары, практикумы для библиотечных работников как города, так и районов.
В результате проводимой методической работы уровень всей библиотечной работы республики постепенно повышался. В практику работы массовых библиотек прочно вошли книжные выставки, читательские конференции, литературные вечера, громкие чтения, беседы.
С 1952 года методическая работа библиотеки заметно оживилась. Разрабатывались методические материалы в помощь пропаганде литературы по отраслям знаний, изучался и внедрялся передовой опыт работы библиотек республики. Оказывалась систематическая помощь детским библиотекам и детским отделениям районных библиотек.
Работа библиотек в то время была направлена на полный охват семей библиотечной книгой. Маинская районная и Хатасская сельская библиотеки добились больших результатов по доведению книги до каждой семьи. Были выпущены брошюры об опыте работы Амгинской районной и Хатасской сельской библиотек. Сотрудники библиотеки принимали непосредственное участие в районных, кустовых семинарах библиотекарей. Увеличилось число устных и письменных консультаций, методических разработок. Во всем этом была большая заслуга заведующей отделом Евдокии Дмитриевны Прокопьевой, отдавшей методической работе около 10 лет жизни.
В 1961-1966 гг. заведующей научно-методическим отделом работала Алексеева Анна Прокопьевна, выпускница Московского государственного библиотечного института. В этот период в отделе работали Татьяна Андреевна Сивцева (Жараева), Зоя Афанасьевна Золотарева (Аммосова) и Александра Афанасьевна Мярикянова.
В 1964 году в республике функционировала 371 государственная библиотека: 1 республиканская, 6 городских, 37 районных, 2(Г районных детских, 301 сельская. В штате методического отдела в эти годы состояли 4 человека, в том числе методист по детским библиотекам. Отдел также имел 12 внештатных методистов из числа специалистов и лучших работников библиотек. Методический отдел совместно с Министерством культуры организует и принимает участие в республиканских, кустовых, районных семинарах.
С 1961 по 1964 г. проведено 4 больших кустовых семинара: группы Вилюйских районов, южных, промышленных и северных районов. На этих семинарах широко обсуждались такие важные вопросы библиотечной работы, как обслуживание различных групп читателей и малых народностей Севера, доведение книги до каждого труженика, помощь производству колхозов и совхозов, массовая работа с читателями. В целях распространения передового опыта практиковались семинары на базе лучших библиотек республики.
На базе Хатасской сельской библиотеки (зав. Панаев И. Д.) проводились семинары для работников 8 южных районов. Эти семинары были полезны тем, что участникам представляется возможность практически познакомиться с опытом работы, побеседовать с прославленным библиотекарем, заслуженным работником культуры ЯАССР И. Д . Панаевым.
Большое внимание уделяется распространению передового опыта библиотек. С этой целью расширяется издательская работа отдела. С 1962 года выпущено 3 номера информационного бюллетеня, брошюры А. Борисовой «Намская сельская библиотека», Т. Жараевой «Новые формы работы с детьми», сборник «Массовая работа детских библиотек», плакат «Лучшие библиотекари республики», листовки «Общественность — наша сила», «С книгой по жизни». В целях обмена опытом работы организуются взаимные выезды, экскурсии, соревнования между библиотеками.
Инициатором соревнования явилась Маинская районная детская библиотека, которая вышла победителем в соревновании с Амгинской, Ытык-Кельской, Намской детскими библиотеками.
В эти годы увеличилось число библиотек, борющихся за звание «Библиотека отличного обслуживания». Среди них: Маинская, Алданская, Амгинская, Ленская детские библиотеки. Маинской и Ытык-Кельской районным библиотекам первым было присвоено это звание.
Большая работа проводится по привлечению общественности к работе библиотек. С участием работников методического отдела было создано 50 общественных библиотек и около 200 отраслевых передвижек. Отраслевые передвижки хорошо работали в Алданском, Мегино-Кангаласском районах. 1200 человек являются членами библиотечных советов. Формы участия общественности в работе библиотек были многообразны. Благодаря помощи активистов-общественников многие библиотеки республики успешно осуществляли задачу доведения книги до каждой семьи. Активисты принимали участие в проведении массовых мероприятий, выпуске стенных газет, оформлении выставок, плакатов, альбомов, обслуживании читателей, комплектовании фондов. Библиотеки стали все больше применять новые формы работы: тематические полки, столы справок, книжные балы, говорящие книги, световые газеты, кружки юных библиотекарей, друзей книг, лектории и т. д.
Большое внимание уделяется связи библиотек с производством колхозов и совхозов. Составлялись методические разработки, консультации по пропаганде производственной, сельскохозяйственной литературы, добивались организации в каждой библиотеке уголков в помощь производству.
В данное направление значимый вклад внесла Александра Афанасьевна Мярикянова, которая с 1966 по 1971 гг. работала старшим библиотекарем в методическом отделе библиотеки. По функциональным обязанностям Александра Афанасьевна была куратором для библиотек сельскохозяйственных районов республики. Обо всем, что связано с этими библиотеками, она имела четкое представление: помещения, фонды, кадры, состояние деятельности библиотек, поэтому вопросы, поставленные перед вышестоящими руководителями, она умела сформулировать профессионально грамотно.
В 1964 г. было совершено 26 выездов с охватом 62 библиотек. Причем, выезжали в районы не только работники методического отдела и сотрудники библиотеки, но и лучшие работники районных, сельских библиотек. Например, М. А. Охлопкова — зав. Хатырыкской сельской библиотекой Намского района, И. Д. Панаев — зав. Хатасской сельской библиотекой, А. Е. Яковлева — зав. Маинской районной библиотекой и др.
Проводилась работа по укреплению районных библиотек, как методических центров и базовых библиотек. С этой целью давались устные, письменные консультации об усилении методической работы районных и детских библиотек. Вопросы методической работы систематически обсуждаются на семинарах. В результате этого в некоторых библиотеках (Нюрбинская, Сунтарская, Ытык-Кельская) были созданы методические кабинеты и методические советы на общественных началах.
Одним из интересных периодов в истории научно-методической деятельности библиотеки по праву считаются 70-80-е годы. Это было связано с организацией библиотечного обслуживания в Южной Якутии, строительством БАМа, централизацией библиотек, внедрением отечественной библиотечно-библиографической классификации, развитием координации и кооперации деятельности библиотек различных систем и ведомств, усилением информационной функции библиотек. В то время количество методистов доходило до 12 человек, резко увеличилось количество выездов в библиотеки республики для организации методической и практической помощи по организации внутрисистемного обмена, технике работы в условиях централизации.
Заведующим научно-методическим отделом с 1973 по 1986 годы успешно работал заслуженный работник культуры республики Михаил Николаевич Яковлев.
М.Н. Яковлев в сфере культуры работал более 40 лет. Трудовую деятельность начал учителем – массовиком красного чума Абыйского района, был инспектором отдела культуры Булунского района, заведующим отделом культуры Среднеколымского района. После Т.А. Жараевой 18 лет возглавлял научно-методический отдел Якутской республиканской библиотеки и. А.С. Пушкина.
За организацию библиотечного обслуживания на БАМе главные библиотекари Валентина Андреевна Самсонова и Нина Яковлевна Тимошина были удостоены медали «За культурное освоение БАМа».
Нина Яковлевна Тимошина, высококвалифицированный специалист по каталогизации, часто выезжала с методистами в командировки по внедрению таблиц ББК в районных библиотеках республики.
Под руководством М.Н. Яковлева и заместителя директора по научной работе Т.А. Жараевой библиотека начала участвовать во всероссийских научных исследованиях по рациональному размещению и использованию библиотечных ресурсов в Сибири и Дальнем Востоке, развитию внестационарного обслуживания, в эксперименте Министерства культуры РСФСР по централизации библиотек в условиях Крайнего Севера на базе Верхоянского района, расположенного в лесотундровой зоне. Итоги эксперимента подтвердили предположение о возможности качественного улучшения обслуживания населения книгой, расширения сферы влияния библиотек. Более того, была проверена на практике целесообразность перестройки работы библиотек на Крайнем Севере путем централизации в пределах одного административно-хозяйственного района.
Основываясь на положительных итогах эксперимента по централизации библиотек в условиях Якутии на базе Верхоянской ЦБС и школы передового опыта в Намской ЦБС, к 1983 г. были образованы 34 ЦБС, 9 межсоюзных и 2 межотраслевых ЦБС.
В процессе централизации библиотек и развития библиотек республики 70-80-е годы большой вклад внесли заслуженные работники культуры Жараева Татьяна Андреевна, Яковлев Михаил Николаевич, Самсонова Валентина Андреевна, Аммосова Валентина Семеновна, ответственная за комплектование библиотечных фондов ЦБС, Павлова Татьяна Петровна – за организацию внутрисистемного обмена, Мырьянов Николай Захарович, Герасимова Елена Петровна, Яковлева Эмма Борисовна и др.
Улучшение состояние библиотечного, информационно-библиографического обслуживания населения, внедрение передовых методов и форм работы в библиотечную практику было осуществлено при активном участии, содействии иногда даже под непосредственным руководством многих отраслевых отделов библиотеки. Например, по постановлению коллегии Министерства сельского хозяйства и культуры ЯАССР от 2 февраля 1983 г. было положено начало созданию кабинетов НТИ при центральных районных библиотеках. В развитие данного направления значительный вклад внесла заведующая отделом сельскохозяйственной литературы Александра Афанасьевна Мярикянова, которая является одним из организаторов школы передового опыта по созданию кабинетов НТИ в Орджоникидзевской ЦБС.
Методисты и специалисты библиотеки оказывали методическую помощь в подготовке и выпуске информационных бюллетеней, рекомендательных списков литературы, проведении “Дней информации”, “Дней специалиста”, открытых выставок-просмотров. Был накоплен опыт работы по информационному обслуживанию специалистов, организаций и учреждений, трудовых коллективов.
Современный период развития научно-методической деятельности библиотеки характеризуется разработкой и реализацией законодательной базы библиотек, региональной библиотечной политики и республиканских целевых программ и проектов по внедрению информационно-коммуникационных технологий. На ее деятельности отразились и сложные процессы административной реформы, приведшие к децентрализации библиотечной сети и закрытию части библиотек. Но все самые сложные этапы пройдены и сегодня библиотеки республики нацелены на модернизацию, внедрение информационно-коммуникационных технологий, расширение библиотечно-информационных услуг, создание современного библиотечного пространства и др., что в значительной мере зависит от повышения профессиональной компетентности библиотечных кадров.
Национальная библиотека и далее будет выполнять функции лидера библиотечной системы по всем направлениям библиотечной деятельности, в особенности по созданию единого библиотечно-информационного пространства на базе корпоративных информационных ресурсов библиотек республики.