Вопросам истории бесписьменной эпохи на территории Якутии посвящены работы А.П. Окладникова, И.И. Барашкова, В.Д. Запорожской, А.И. Мизина, Н.Н. Кочмар, Ф.Г. Сафронова, В.Ф. Иванова, Н.К. Антонова и П.А. Слепцова.
Бесписьменное общество пользовалось такими видами коммуникации, как язык, мифы, ритуалы, предания, легенды, сакральная, лирическая и эпическая поэзия, изоинформация, музыка и танцы. Первоначальной формой фиксации информации было слово (речь, язык).
Если подойти к проблеме с точки зрения того, что основной функцией библиографической (вторичной) информации является фиксация первичной информации, можно считать, что эта функция осуществлялась и в бесписьменном обществе. Подтверждение данной аксиомы мы находим в трудах Б.А. Семеновкера и Н.А. Слядневой.
Известный востоковед С.Д. Серебряный рассматривает вопрос о так называемом символическом авторстве, которое получило в дальнейшем распространение в литературах древнего мира. В якутском героическом эпосе олонхо присутствуют некоторые сведения об авторе.
В бесписьменном обществе предков народа саха создателем олонхо был «сказитель седой» (символический автор), а хранителями информации и информаторами – старый олонхосут, «прославленный Тюмэппий» по произвищу «Чээбий». Так, последние сказители выступают в роли не создателей, а хранителей информации. Их функция – архивная – хранители памяти, затем они передают вторичную информацию, т.е., по современным понятиям, выполняют функцию библиографа. Таким образом, первичная и вторичная информация сохранялась в памяти народной и передавалась из поколения в поколение.
Особые формы выражения информации представляли изобразительные материалы. Изоинформация возникла во всех первобытных обществах на раннем этапе их развития. Они могли быть предметными, пространственными, знаковыми, рисуночными и пиктографическими. Именно изоинформация стала одним из важнейших источников сведений о бесписьменном обществе на территории Якутии.
В долинах рек – Чара, Токко, Олекма, Буотама, Амга, Алдан и средняя Лена – сосредоточены практически все памятники наскальной живописи Якутии, представляющие самобытный художественный мир. Впервые писаницы р. Лены были упомянуты Г.Ф. Миллером. После векового перерыва в конце XIX в. сделано несколько открытий. В 1892 г. на р. Мае священником В. Мальцевым обнаружены загадочные изображения человека, медведя и собаки. В 1895 г. внимание Д.А. Клеменца привлекли писаницы на р. Алдан, а также рунические знаки на скалах р. Лены. В 1896 г. политический ссыльный И.И. Майнов первым сообщил о наличии наскальных изображений на р. Амге и провел сопостовительный анализ их с наскальными изображениями Енисея. В 1897 г. Н.А. Виташевским зафиксированы наскальные изображения на р. Олекме.
Гипотеза известного библиографа-краеведа Н.Н. Грибановского о том, что изучение библиографической инфраструктуры на территории Якутии находится на стыке исследований языка, устного народного творчества, археологии, антропологии и этнографии так же имеет свою основу. Н.Н. Грибановский понимал, что якутский героический эпос олонхо является энциклопедией мировоззрения философии и истории якутского народа.
Именно по информации Н.Н. Грибановского, А.П. Окладников при изучении истории культуры забайкальских и монгольских племен бронзового века обратился к величественным образам древней мифологии якутов – олонхо. С этой знаменательной встречи в Ленинграде, по мнению А.П. Деревянко, и началась исследовательская деятельность А.П. Окладникова в якутской земле.
Концепция Н.Н. Грибановского об информационной составляющей бесписьменного общества на территории Якутии, имеет апробацию ввиде аннотированного библиографического указателя «Сведения о писаницах Якутии», изданный после смерти автора. В нем зафиксировано 19 письменных и более 10 устных сообщений от различных информаторов о местонахождениях наскальных изображений, открытых по берегам р. Лены, Нюи, Олекмы, Чары, Токко, Амги, Алдана, Мархи, Омолона, а также о петроглифах Колымского края и Верхоянья.
На территории Якутии археологами найдено 118 писаниц с более чем 5,5 тыс. рисунков. Все эти находки являются источниковой базой изучения духовной и материальной культуры на территории Якутии и создают информационную инфраструктуру становления и развития системы документных коммуникаций по этногенезу якутов.
Эти наскальные изображения представляют собой в высшей степени интересный информационный материал, повествующий о древних культурах бесписьменного общества в самых сокровенных проявлениях – совокупности знаний и технологий, обеспечивающих доступ к ресурсам древних культур исчезнувшего мира и являются своего рода священной книгой тысячелетия. В этих рисунках как бы запечатлелись молитвы охотников, их просьбы о помощи, обращенные к неведомым грозным силам природы, и т.д.
Формирование и развитие уникальной информационной инфраструктуры у бесписьменных народов на территории современной Якутии во многом содействовали сохранению самобытности культуры в информационно-культурном пространстве мира.
Источники: История книжной культуры Якутии : 1638–1917 гг. – Новосибирск, 2018. – С. 103–116 ; Информационная состовляющая бесписьменного общества на территории Якутии / В. Н. Павлова // Вестник НБ РС(Я). – 2014. – № 1. – С. 70–83.