Виртуальный музей
Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

2019

  • В рамках массового информирования населения республики с 2019 г. издается ежеквартальный информационно-аналитический бюллетень «Актуальная Якутия», состоящий из обзоров на социально-значимую тематику, отражающий экономическое положение республики и страны, на русском и якутском языках. В 2019 г. вышел первый выпуск, включающий обзоры: «Причины и предотвращение паводков в Республике Саха (Якутия)», составитель Еремеева В.А.; «Лесные пожары в Якутии: масштабы и предпринимаемые меры», составитель Угапьева А.П.; «Проблема алкоголизма в Республике Саха (Якутия)», составитель Л.В. Илларионова. Ответственный составитель Николаева П.Г., научный редактор Ажеева Е.Ю., ответственный за выпуск Максимова С.В.

 

  • В марте 2019 г. проведен «Мониторинг удовлетворенности посетителей качеством и доступностью предоставления услуг Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия)». Всего приняло участие 200 респондентов, из них женщин — 131 (65,5 %), 69 мужчин (34,5 %).

 

  • В 2019 г. выпущен выпуск № 2 информационно-аналитического бюллетеня «Актуальная Якутия», который содержит обзоры: «Состояние здравоохранения России и Якутии», составители: Хоютанова Н.В., Лукина Г.И.; Сбор и утилизация мусора в Республике Саха (Якутия), составитель Иванова Т.И. Ответственный составитель Николаева П.Н., научный редактор Ажеева Е.Ю., ответственный за выпуск Максимова С.В.

 

  • С апреля 2019 г. запущена акция «Подвешенный читательский билет», с целью поддержки и привлечения граждан, испытывающих финансовые затруднения.

 

  • В июле 2019 г. организован Центр комплексного обслуживания, включающий: Центр регистрации пользователей и статистики, Отдел дистанционного обслуживания.

Комплексная работа выполняется по следующим направлениям:

– регистрация пользователей библиотеки, оформление читательских билетов;

– обслуживание пользователей в Электронном читальном зале (доступ к электронным зарубежным и российским подписным информационным ресурсам) и дистанционное обслуживание;

– консультирование по работе с сайтом «Госуслуги» и услугам библиотеки;

– обработка звонков по горячей линии «call-центра»: ориентирующая консультация пользователей;

-администрирование сервисов «Личного кабинета» пользователей библиотеки;

– проведение мероприятий по продвижению Электронной библиотеки Национальной библиотеки РС(Я);

– Анализ основных категорий новых пользователей библиотеки;

– Стационарное анкетирование по изучению мнения пользователей библиотеки;

  

  • Подготовлены и утверждены нормативные документы: Положение Центра комплексного обслуживания, должностные инструкции сотрудников. Разработаны технологические карты и блок-схемы.

 

  • В составе Центра комплексного обслуживания Центра библиотечно-информационного обслуживания (ЦКО ЦБИО): заведующий Попова Светлана Александровна, главные библиотекари: Колодезникова Раиса Ивановна, Лукачевская Наталья Семеновна, Малая Лариса Львовна; ведущие библиографы: Находкина Любовь Юрьевна, Гоголева Лена Николаевна, Сметанина Айталина Ивановна; ведущие и 1 категории библиотекари: Осипова Юлия Иннокентьевна, Егорова Айталина Пантелеймоновна; Павлов Джулустан Иванович, Хоютанова Наталья Витальевна, Федорова Диана Леонидовна, Софронова Сардана Александровна.

 

  • С 1 июля 2019 г. Отдел информационного обслуживания переименован в Библиографический отдел: осуществляет справочно-библиографическое, информационное и консультационное обслуживание пользователей на основе традиционных и современных информационных технологий, информационно-поисковых систем Интернет. Функции: оперативное, качественное предоставление информации по запросам пользователей, в том числе удаленных, создание и ведение баз данных, подготовка и издание библиографических и информационных пособий, библиографическое информирование, с целью повышения информационной культуры пользователей.

 

  • В июле 2019 г. проведено социологическое исследование «Моя библиотека сегодня», с целью выявления наиболее востребованных библиотечных услуг и запросов населения республики, среди 300 пользователей библиотеки и 403 участников семинара — работников образования.

 

  • 26 августа 2019 г. создан Сектор электронных услуг. Цель: предоставление населению государственных услуг, оформление документов в электронном виде. Сектор располагает залом на 15 посадочных мест, с доступом в Интернет, сотрудники Сектора оказывают консультационную помощь посетителям с 9 ч. до 18 ч., в будние дни.

 

  • С сентября по ноябрь 2019 г., с целью повышения профессионального уровня, прошло обучение сотрудников ЦКО специалистом МФЦ Панафидиной Ольгой Сергеевной по следующим направлениям:

– тренинг по психологической коммуникации;

– по порталу Госуслуг;

– по порталу надальнийвосток.рф.;

– по сайту пенсионного фонда;

– по региональному порталу e-Yakutia.ru.

 

  • Наиболее часто заявители обращаются в Сектор электронных услуг: для оплаты налогов, штрафов ГАИ, получения российского или заграничного паспорта, подтверждения учетной записи, записи ребенка в дошкольное учреждение, постановки автомобиля на учет, ПФР, получения пособия на детей, получения удостоверения частного охранника, оплаты пошлины за лицензию на оружие и др.

 

  • Со 2 сентября 2019 г. функционирует единый телефон «call-центра» Национальной библиотеки РС(Я) — 45-58-55. Прием звонков производится двумя консультантами ежедневно, в рабочее время. В выходные дни звонки поступают на Кафедру регистрации пользователей.

 

  • Анализ тематики обращений в call-центр с сентября по декабрь показал, что большая часть звонков поступает с запросами: получить информацию о наличии книги, журнала или литературы по теме – 125, уточнить режим работы библиотеки, отделов, СЭУ – 99 звонков (15%), звонки с целью позвонить в отделы библиотеки – 81 звонок, 54 абонента обратились за информацией об условиях записи в библиотеку, чаще стали звонить в call-центр с целью продлить книги на абонементе – 54 звонка, интересуются проводимыми мероприятиями в библиотеке или о возможности провести то или иное мероприятие – 66 звонка и др.

 

  • В октябре 2019 г. внедрена новая форма навигации и контроля для читателей библиотеки – Гид лист, в котором указана информация местонахождения обслуживающих отделов. В 2020 г. планируется провести мониторинг Гид листов по показателям наиболее посещаемых отделов библиотеки.

 

  • Совместно с Редакционно-издательским центром и Центром комплексного обслуживания разработана и закреплена система навигации по этажам и отделам основного здания Национальной библиотеки РС(Я).

 

  • С 14 октября 2019 г. сотрудники Центра комплексного обслуживания приступили к консультационным услугам. Информирование пользователей по интересующим их вопросам: по уточнению места проведения мероприятий; по уточнению местонахождения отделов; по СЭУ; по подписным ресурсам и т.д.

 

  • С 2019 г., для поддержания единого корпоративного стиля сотрудников Центра корпоративной каталогизации, введены обязательная униформа в виде аксессуаров: галстук и значок с логотипом НБ.

 

  • В 2019 г. — выход 3-го выпуска информационно-аналитического бюллетеня «Актуальная Якутия = Бүгүҥҥү Саха Сирэ»: «Загрязнение окружающей среды Якутии алмазодобывающими предприятиями (на примере бассейна реки Вилюй)», составитель Уланова Е.В.; «Состояние ипотечного жилищного кредитования в Республике Саха (Якутия) и перспективы его развития», составитель Григорьева М.И. Ответственный составитель Николаева П.Г., научный редактор Ажеева Е.Ю., ответственный за выпуск Максимова С.В.

 

  • В 2019 г. — издание 4-го выпуска информационно-аналитического бюллетеня «Актуальная Якутия = Бүгүҥҥү Саха Сирэ», ответственный составитель Николаева П.Г., научный редактор Ажеева Е.Ю., ответственный за выпуск Максимова С.В.

 

  • Продвижение контента Электронной библиотеки НБ: в 2019 г. сотрудниками привлечено внестационарно — 9196 удаленных пользователей, что составляет 47% (68 %) от общего числа пользователей. По удаленной упрощенной форме на сайте зарегистрировались — 10505, это 53,3% (17%). Всего привлечено – 19701 пользователей, из них в первом полугодии — 11130 удаленных пользователей, что составляет 56,5% от общего числа привлеченных пользователей и удаленных пользователей во втором полугодии, что составляет 8571 (43,6 %) от общего числа пользователей ЭБ НБ РС(Я).

 

  • Основная категория новых пользователей – студенты вузов (21.8%) и ссузов (18,7%).

 

  • По сравнению с 2018 годом в 2019 г. наблюдается рост новых пользователей среди: служащих (прирост на 5,5%), воспитателей (на 24,4%), рабочих (на 37,7%), школьников (8,8%), пенсионеров (на 16,8%), безработных (на 39,1%).

 

  • С целью продвижения Электронной библиотеки НБ РС(Я) сотрудниками ЦКО ведется планомерная работа с МЦБС, сельскими школами:

рассылка информационных писем, договоров, рег форм, ведение переговоров по телефону, эл. почте с руководителями и ответственными специалистами, подключение точек доступа, групповое и индивидуальное консультирование по продвижению и использованию ЭБ, сбор и проверка рег форм, ведение учетных форм, ввод данных в ЕБДЧ, доведение сведений об успешной регистрации удаленных пользователей, доработка рег форм).

 

  • В 2019 г. разработаны и проведены дистанционные конкурсы и викторины, с сертификатами от спонсоров: «Любви все возрасты покорны»; «Конкурс по истории медицины и биоэтике» среди студентов Медицинского института; «Конкурс к 160-летию Кэт Марсден» среди студенток Медицинского колледжа; викторина и др.

 

  • В 2019 г. — подготовка материала к мероприятиям: презентационный материал, раздаточные буклеты, флайеры, плакаты, тейбл-тенты: «Электронная библиотека НБ РС(Я)», «Читай бесплатно!» и др.

 

  • Участие с презентацией в Научно-исследовательском институте «Олонхо», на научно-методическом семинаре «Пути эффективного использования современных методик преподавания эпического наследия в образовательном процессе»; на Форуме «Шаг в будущую профессию «Библиотечные дни».

 

  • В 2019 г. запущен проект «Читаем все!», реализующий единую комплексную программу по чтению в регионе, на ближайшие 5 лет. В 2020 г. проект реализуется как «Читаем книги о войне». Ведутся научные исследования и мониторинг чтения различных категорий населения, проводятся offline/online мероприятия.

 

  • В 2019 г. — реализация проекта НБ РС(Я): клуб «Рыцари книжного стола» для любителей чтения, функционирующего в оффлайн/онлайн-пространстве, где происходят встречи, общение и обсуждение в непринужденной форме, с интересными героями и участниками клуба.